Укрепление подъездных дорог и тротуаров является важной задачей при благоустройстве частного домовладения.
При строительстве дорог и подъездных путей к домам часто возникают проблемы, связанные с устойчивостью и долговечностью покрытий. Однако, с прогрессом в области геотехники, появились инновационные материалы, такие как геотекстиль, которые позволяют решить эти проблемы. Геотекстиль – это материал, состоящий из полимерных волокон, сплетенных или спрессованных в полотно. Он может быть использован в различных аспектах частного дорожного строительства и принести значительные преимущества.
Давайте разберёмся подробнее в теме частного дорожного строительства.
Содержание:
- Функции геосинтетических материалов
- Важные для дорожного строительства свойства
- Причины быстрого износа дорог
При выборе геоматериалов необходимо учитывать задачи, которые они должны будут выполнять. От вида строительных работ и назначения объекта зависит тип геотекстиля и его количество.
Отечественный производитель ГК «Гекса» предлагает два варианта упаковок: рулоны (для масштабных работ) и пачки (для обустройства частных территорий и проведения частичного ремонта уже построенных объектов).
Виды геотекстиля можно разделить по функциям, которые они выполняют: разделительные, укрепляющие, дренирующие, фильтрующие.
Геосинтетические материалы отличаются по структуре и их можно разделить на следующие виды:
- тканый геотекстиль
- геотекстиль, изготовленный методом «Спанбонд»
- термоскреплённые полотна
- иглопробивные материалы
- модульные материалы (георешётки)
- геосетки
- геокомпозиты
- геоматы
- геотубы
- геомембраны.
В ассортимент ТМ «Экоспан Гео» входят георешётки, тканый и нетканый геотекстиль (изготовленный по технологии «Спанбонд»), термоскреплённые и иглопробивные полотна.
Поскольку термоскреплённые полотна и иглопробивной материал применяют для обустройства территории, систем водоотведения и дренажа, не будем акцентировать на них внимание, подробнее о применении этих материалов можно будет прочесть в других статьях на сайте ТМ «Экоспан Гео».
В дорожном строительстве широко применяют георешётки, тканые и нетканый геотекстиль. Поэтому рассмотрим их подробнее.
Георешётки – модульный ячеистый (сетчатый) материал, который производят из полипропилена.
Материал обладает жёсткой и неподвижной конструкцией. Нагрузка сварного шва на разрыв – от 80% прочности ленты.
Ячейки у георешётки правильной стабильной формы: диагональ ячейки (размеры в диаметре) 16х16, 21х21 и 32х32, высота от 50 до 200 мм, толщина ленты 1,2…1,5 мм. Ширина модульных полотен в развёрнутом состоянии варьируется от 1,9 до 4,3 м, а длина – от 4,5 до 6,3 м. В сложенном состоянии модульный материал имеет следующие ширины: 37,5, 45 и 90 см.
Этот прочный материал активно применяют для предотвращения эрозий почвы и разрушения подпорных стен, оврагов, склонов дорог, берегов водоёмов, а также автомобильных и железных дорог, построенных на слабых грунтах. И, т.к. материал обладает хорошими армирующими свойствами, его укладывают не только в основание дорожного полотна, а применяют для укрепления несущих площадок и устоев мостов.
Процесс укрепления с помощью георешётки начинается с подготовки основы. Сначала необходимо очистить и разровнять поверхность, удалить крупные камни и другие препятствия. Затем производится укладка георешётки на подготовленную поверхность. Размеры и форма этого модульного материала могут быть разными в зависимости от конкретных требований и нагрузок.
После укладки производится укрепление георешётки к грунту при помощи крепёжных элементов или штырей. Это позволяет обеспечить надежную фиксацию материала и предотвратить его смещение во время эксплуатации. Сверху на георешётку наносят слой грунта или другого материала, который равномерно распределяют и уплотняют.
Важно отметить, что георешётка не разрушается в грунте более 50 лет, даже при контакте с водой и строительными материалами, а также при кислотности почвы от 4 до 6 pH и температуре окружающей среды от – 60 до плюс 70 градусов.
Георешётка обеспечивает сдвигоустойчивость слоёв, не позволяет им вымываться и перемешиваться. Кроме того, материал заполняет пространство так, что требуется меньше сыпучих материалов. Поэтому дорожные работы значительно удешевляются за счёт сокращения расходов на строительные материалы (экономия может составить 50% от бюджета).
Геотекстиль – это тканый или нетканый материал, который производят из полипропилена путём сплетения нитей либо по технологии «Спанбонд», в зависимости от вида полотна. Упаковка: рулоны, пачки.
Тканый материал – это геоткань, похожая на плетёный мешок по структуре. Нетканый материал – это полотно, которое часто называют по наименованию технологии производства – спанбонд.
Именно эти типы материалов чаще всего используют в частном дорожном строительстве.
В ассортименте ТМ «Экоспан Гео» имеются нетканый геотекстиль марок 80, 100, 120 и геоткань промаркированная названиями: «Экоспан Гео Садовый», «Экоспан Гео Ландшафтный» и «Экоспан Гео Строительный» (материалы указаны по мере возрастания плотности). В дорожном строительстве применяют не все перечисленные материалы. Марку и тип полотна выбирают, исходя из нагрузок, которые будут испытывать дороги.
Так для дорог с повышенной степенью нагрузки применяют георешётки и геоткань, а для парковок легкового транспорта и дорог с небольшим трафиком (в частном секторе) подойдёт нетканый материал повышенной плотности. В ассортименте ТМ «Экоспан Гео» это – тканый материал «Экоспан Гео Строительный» и нетканый материал «Экоспан Гео 120».
Тканые и нетканые материалы отличают высокая гибкость и прочностные характеристики. Именно поэтому они находят применение во множестве строительных проектов.
Материалы предотвращают смешивание грунта с щебнем, не дают покрытию дороги деформироваться, а грунту – вспучиваться (в результате замерзания влаги в почве).
Функции геосинтетических материалов
Геотекстиль имеет множество функций. Поэтому выделим основные, которые важны в дорожном строительстве:
Важные для дорожного строительства свойства
Геосинтетические материалы обладают следующими уникальными свойствами:
Кроме того, все вышеперечисленные свойства материалов обеспечивают дорожному полотну высокую трещиностойкойсть и устойчивость к динамическим воздействиям. Риск появления дефектов снижается в три раза.
Благодаря современной технологии применения геосинтетиков в строительстве объектов и уникальным свойствам этих материалов, удаётся сократить сроки проведения ремонта в 2-3 раза и уменьшить расход строительных материалов.
Применение геосинтетических материалов позволяют сэкономить не только на строительстве, но и на ремонте дорог.
Сегодня у строителей есть всё, чтобы строить дороги высокого качества, согласно современным требованиям и стандартам дорожного строительства. Конечно же, есть необходимое условие – это соблюдение технологии укладки геосинтетических материалов и инженерно-технических требований к строительству объектов.
В наше время, в условиях увеличения трафика на дорогах, в крупных городах и за их пределами вопрос долговечности дорожного покрытия является очень актуальным, а кое-где даже острым. И дело тут не только в том, как строят и ремонтируют дороги, но и в том, как их обслуживают и эксплуатируют.
Перечислим основные факторы, которые напрямую влияют на степень износа дорог:
- Несоблюдение технологии укладки материалов или последовательности, количества слоёв «пирога» дороги.
- Несоответствие выбранных материалов и технологий погодно-климатическим, грунтово-геологическим, рельефным и ландшафтным условиям.
- Несвоевременный ремонт дорожного полотна.
- Нагрузка, на которую дорога не была рассчитана при строительстве. В том числе, нагрузка от тяжёлого транспорта.
Из-за несоблюдения технологии при строительстве и ремонте дороги (даже при частичном), а также неправильно выбранных материалов может нарушиться тепло и влагообмен в слоях конструкции. Так, например, вода, попавшая под дорожное полотно, в основание конструкции, замерзает, происходит вспучивание грунта, которое приводит к растрескиванию асфальта. Поэтому так важно не только соблюдать технологию строительства, но и обустраивать дренаж и водоотведение.
Долговечность дорожного покрытия зависит от многих факторов, но больше всего на срок эксплуатации влияет правильность построения конструкции, грамотного подбора материалов, соблюдение технологий при строительстве и ремонте.
Геосинтетические материалы помогают снизить расходы на ремонт и продлить срок службы объектов, т.к. улучшают их технические характеристики, укрепляя грунт и элементы конструкции (все слои «пирога»/ «сэндвича»). Геотекстили предотвращают растрескивание и дальнейшее разрушение асфальтного покрытия, что существенно влияет на долговечность дорог, но при этом не вносит сложных изменений в работы при строительстве.
Применение геосинтетических материалов в дорожном строительстве России активно растёт. А увеличение ассортимента материалов обеспечивает высокий уровень решений всевозможных конструктивных задач. Со временем это должно привести к повышению качества российских дорог и снижению использования природных ресурсов.
В заключение, применение геотекстиля в частном дорожном строительстве является эффективным способом повысить устойчивость, долговечность и безопасность дорожных покрытий. Он обеспечивает разделение слоев и армирование конструкции. При планировании и строительстве частных дорог, использование геотекстиля может значительно улучшить качество и долговечность дорожного покрытия, что удовлетворит потребности владельцев и повысит уровень комфорта пользователей.